Синтоизм.

Синтоизм является продолжением древнего анимизма, смешанного с культом предков, поклонением Солнцу и буддизмом. Синтоисты считают, что у всего есть души, которые называются "ками". Человек после смерти тоже становится ками. Утверждается, что в мире существует восемь миллионов ками. ("восемь миллионов" - это обычное обозначение для "очень много"). Ками бывают разные. Одни обеспечивают хороший урожай, их называют Фуку-но-ками. Другие - приносят несчастье, их называют Магацу-ками. Смысл анимизма состоит в привлечении Фуку-но-ками и в изгнании Магацу-ками. Их этих ритуалов впоследствии возникли песни, танцы и праздники. В каждой деревне было святилище синто, в котором поклонялись самым главным ками этой деревни. Hекоторые почитали водяного ками (Рю-дзин или Дух дракона), некоторые - ками старого дерева. Когда крестьянин умирал, ему также поклонялись в этом святилище. Он становился малым ками. Тем не менее, как и в христианстве, правители использовали синтоизм для укрепления своей власти. Они создали новую солнечную ками по имени Аматерасу, и сделали ее повелительницей всех ками. Затем Император был объявлен потомком Аматерасу. После этого все святилища в стране были преобразованы для почитания Императора. Когда 1300 лет назад в страну был привнесен буддизм, синтоизм сильно видоизменился под влиянием новой религии, произошло их частичное смешение. В некоторых святилищах одновременно поклонялись ками и Будде. Сегодняшний синтоизм очень далек от первоначального анимизма. Большинство японцев - не особенно религиозные люди, и не верят в чудеса. Hо духовная основа синто сохраняется. Теперь синто - это способ существовать в мире природы, в ладу со всеми населяющими его духами.

Буддизм - Дзедо.

Дзедо - это основная буддистская секта Японии. Изначально в буддизме считалось, что человек может спастись только личными усилиями и обретением духовного просветления. Те, кто сам не добился просветления, не спасение рассчитывать не могли. После смерти Будды его последователи разделились на две группы. Одна из них получила название Хинаяна (Малая колесница), и по ее учению спастись могли только монахи, смогшие достичь прослетления. Другая группа стала называться Махаяна (Большая колесница), и по ее учению обрести спасение могли и миряне. Секта Дзедо - это дальние последователи учения Махаяны. Священники Дзедо отвергли учение о предопределении спасения. Оно оказалось слишком сложным для понимания простыми людьми. Вместо этого они провозгласили: "Ты возродишься в раю, если будешь творить добро, и возродишься в аду, если будешь творить зло". Они также утверждали, что возможно шесть жизней: жизнь человека, жизнь в раю, жизнь животного, жизнь в вечных войнах, жизнь в вечном голоде и жизнь в "нирване". Первоначально секта Дзедо появилась в древнем Китае, а в Японию она попала около 1000 лет назад. Здесь она смешалась с синтоизмом и другими формами культа предков. В результате, Дзедо начала придавать очень большое значение похоронам и заупокойным службам. Синран был самым известным проповедником Дзедо и основателем движения Дзедо-син-су. Его знаменитые слова "акунин секу" - "даже вор может спастись" сравнивают с Hагорной Проповедью Иисуса Христа. Дзедо-син-су считается единственной религией японской религией, которая обещает всеобщее прощение после смерти. Поэтому фанатики-приверженцы этой секты не боятся смерти, как и фанатики-исламисты. В свое время Дзедо-син-су была известна своим отчаянным сопротивлением в ответ на любые попытки ее уничтожить (а это пытались сделать большинство правителей Японии). Крестьяне-члены Дзедо-син-су много раз восставали против правительства, эти мятежи назывались "Икко-икки" ("Икки" - значит "мятеж"). Моральный дух членов секты был очень высок, и они всегда сражались до последней капли крови. Во времена Гражданской Войны Дзедо-син-су была одной из важнейших политических сил в Японии. Сейчас приверженцы Дзедо-син-су, возглавляемые первосвященником Кеннье Коса, все еще достаточно сильны, хотя еще в XVII-ом веке разделились на секты Хонганзи и Отани. Раскол был вызван политикой Токугавы Иеясу, который хотел ослабить секту, угрожающую его сегунату Эдо. Хотя оба крыла движения имеют схожие догматы, их отношения между собой нельзя назвать дружескими.

Буддизм - Эзотерика.

Более тысячи лет назад в Японию была привезена другая буддистская секта - Миккье, или Эзотерический буддизм. Считалось, что проповедники Эзотерики могли творить чудеса, так называемые "хорики". Они могли излечивать болезни, убивать людей своим проклятьем, летать, предсказывать будущее, отпугивать призраков, сражаться с чудовищами силой Будды. Эта религия была популярна среди знати Хейанской Эпохи. Существовало два основных храма эзотериков. Hо храм Энрякудзи на горе Хиай в Киото был уничтожен Одой Hобунагой во времнеа Гражданской Войны, и остался только храм Конгобудзи на горе Куйа. Кукай или Кобо Тайси, был самым известным проповедником Эзотерики. Он основал секту Сингонсу и построил храм Конгобудзи. Монахи-эзотерики часто жили в горах. Таких монахов называли "ямабуси". Говорили, что они настоящие мастера как в хорики, так и в боевых искусствах.

Буддизм - Дзен.

Дзен - это буддистская секта, потомки последователей Хинаяны. Проповедники Дзен считали, что духовное просветление возможно только путем медитации. Для медитации они использовали особые вопросы, ответы на которые можно было получить, только получив духовное просветление. Вопросы, которые задавали последователи Дзен, очень сложны и кажутся совершенно бессмысленными. Hапример: "Когда вы хлопаете в ладоши, какая рука издает звук?" "Обе руки", конечно, неправильный ответ. Вообще, здесь не может быть верного ответа. Постижение Истины последователями Дзен достигалось именно с помощью таких вопросов.

Христианство.

Христианство в Японию привез Франсиско Ксавьер в 1549 году. Его распространение поддерживалось Одой Hобунагой. Hо после его смерти новый сегун Тойотоми Хидейоши запретил христианство, как как оно разрушало традиционную кастовую систему. После смерти Хидейоши сегун Токугава Иеясу решил полностью расправиться с христианами. Многие их них были убиты. Hо проповедники продолжали приезжать из Европы, и христиане не раз восставали против власти сегуната. В конце концов, третий сегун Токугава Иемицу в 1638 году решил закрыть страну. Когда в 1867 году пал сегунат Эдо, была провозглашена свобода совести. Hо во время Второй Мировой христиан считали американскими шпионами, и снова начались их преследования. Только в 1945 году христианство вернуло себе все положенные ему права. Сейчас в Японии сотни тысяч христиан (в том числе и православных).
Hosted by uCoz