Немного про аниме.

История.

Все началось очень давно, а именно после второй мировой войны. Тэдзука Осаму, которого сейчас по праву называют отцом аниме, после длительно стажировки на студии Диснея, вернулся на родину в Японию и начал рисовать комиксы и мультики. Он перенял у американских художников важнейшие навыки и решил на основе своего опыта создать собственную рисовальную школу.

Так появились на свет первые японские манги (комиксы) про героев с большими глазами. сначала мультики были достаточно коротенькими, а комиксы достаточно тоненькими. Однако с течением времени они увеличились в размерах, количество героев, историй, томов и серий росло на глазах. достоверно известно, что легендарный фильм "Матрица" был снят под влиянием аниме, а именно мультика "Призрак доспехов". Некоторые матричные сцены один в один повторяют мультяшные, и режиссер откровенно признается в том, что позаимствовал удачные сцены у японских аниматоров.

Манга.   

Манга сильно отличается от обычных комиксов: во - первых, она обычно выпускается томиками танкобонами (tankoubon), по объему порой доходящих до шестисот страниц. Почему? Потому что японцы хотят читать что - нибудь в метро, чтобы дорога казалась короче. Комиксы читаются быстро. Поэтому, чтобы скоротать время, они должны быть толстыми. Средняя скорость прочитывания одной странички манги составляет 3 секунды. Представьте себе, сколько потребуется рисуночков, чтобы добраться от Бориспoля до Крещатика.

Японцы воистину мудрые люди: манга и аниме не считаются здесь занятием для детей. Мультики и комиксы выпускаются для всех слоев общества. Есть специальная манга для клерков, рассказывающая об истории успеха и карьерного роста, для домохозяек, повествующая о какой - нибудь слезовыжимательной лавстори, для тинов - о жизни в лицее и для холостяков - откровенная эротика. Даже скандально известная секта Аум - Сенрике выпускала собственные комиксы.

Еще одно отличие манги от комиксов заключается в том, что вся она черно - белая, с цветной обложкой и несколькими цветными вкладышами. Это объясняется тем, что японские мангака (авторы манги) делают основной упор на объем, содержание и на частоту обновления ассортимента, а не на оформление.

Аниме.

Если еще есть люди, которые не видели Sailor Moon, то по крайней мере все о нем слышали. Этот шедевр японской анимации шел по телеку как на российских каналах, так и на украинских. Этот сериал исключительное явление даже для Японии. Sailor Moon просуществовал более 7 сезонов, включил в себя 200 серий и имеет огромную толпу фанатов.

В основном, все аниме - это экранизация какой - нибудь сильно популярной манги. Если комикс хорошо покупается, то его переносят на телевидения, естественно, уже в цветном варианте. Если же аниме имеет успех, то самые интересные серии превращают в полнометражные мультфильмы. Отличительная особенность этих длинных мультяшек в том, что действие в них разворачивается исключительно медленно. Все движения героев отличаются плавностью, изображение - детальностью, все звуки прописаны с необычайной четкостью. У зрителя холодеет спина, когда главный герой щелкает затвором своего пестика. Многосерийное аниме идет по японскому телевидению, а полнометражные фильмы показывают в кинотеатрах и продают на видеокассетах. Кстати, стоят они отнюдь не дешево, один мультик может обойтись фану японской анимации в 30 - 40 долларов.

Ошибочно считать, что все эти мультики на одно лицо: физиомордии одинаковые, только прически разные. На самом деле это отнюдь не так. В Японии существует огромное количество студий анимации, и каждая имеет свой стиль. Японские аниматоры, кстати, пошли своим собственным путем до конца: экономя на прорисовке движений, они тщательно прорисовывают пейзажи и графически сложных персонажей, хотя в США, России и странах Европы делают как раз наоборот. Вообще главная особенность, которая отличает аниме и мангу от их западных аналогов, - это символически - графический язык, позволяющий передать характер героя, цвет глаз и волос выдает всю основную информацию. Человек с зелеными волосами оказывается слегка сумасшедшим, блондинка скоре всего будет ангелом, а брюнетка - стервой.

Вокруг да около...

Аниме и манга - это не просто мультики и комиксы. Это целый мир, живут в котором не только рисованные персонажи, девочки - припевочки с огромными глазами и роботы - трансформеры. В этом мире живут также вполне реальные трехмерные люди, многие из которых уже давно стали взрослыми. Они читают новости о своих любимых героях в журналах, полностью посвященных аниме и манге. Они знают фамилии и паспортные данные людей, озвучивающих мультики, не говоря уж о сведениях о художниках - аниматорах. Они читают рецензии и анонсы мультиков и не пропускают не одной серии. Они пытаются рисовать манги самостоятельно и даже собираются на ежегодные слеты в Японии, где продают лучшие из своих работ, размноженных на ксероксе. Говорят даже, что в Японии в кино идут работать только те режиссеры и сценаристы, которым не повезло и их не взяли в создатели мультфильмов.

Фанаты манги, которым не повезло и они родились вдалеке от Страны восходящего солнца, переписываются по Интернету, выкладывают на свои сайты новые мультики, создают фанклубы и открывают магазины, для которых привозят специально самые свежие новинки японской массовой культуры. В последнее время специализированных магазинов становится все больше. В Лондоне, Париже, Нью - Йорке открываются маленькие лавочки, торгующие мангами и сопутствующими товарами. Причем, как утверждают фаны со стажем, фамилии владельцев магазинов, а также директоров фирм, специализирующихся на импорте аниме в Европу и Америку, раньше можно было часто встретить в сети. Эти люди сделали из своего хобби профессию и начали зарабатывать деньги.

Аниме в России.

Первые фанаты аниме появились в России в 70-х годах. Тогда в легендарном детском кинотеатре "Баррикады" показывали в большом количестве японскую анимацию. В 1974 году у нас вышла первая манга "Босоногий Гэн". Основанная на антимилитаристском сюжете, она не имела ничего общего с клевыми историями о маленьких девочках, роботах и прочих современных героях. Второе поколение анимэшников появилось в конце 80-х годов, когда по каналу "2х2" начали показывать японские сериалы Третье поколение анимэшников выросло на мультике Sailor Moon. Все три поколения презирают друг друга. Однако наиболее лояльные представители встречаются в Москве на Воробьевых горах у здания Университета (со стороны смотровой площадки). Они делятся впечатлениями от просмотренных мультфильмов, меняются кассетами и просто общаются. Многие из них входят в официальный клуб любителей аниме - R.An.Ma., занимающийся продвижением аниме и манги в России. 

Виды и жанры аниме.

Виды аниме

Кодомо-аниме - аниме, предназначенное для детей.

Сёнэн-аниме - аниме, предназначенное для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет).

Сёдзё-аниме - аниме, предназначенное для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет).

Сэйнэн-аниме - аниме, предназначенное для молодых мужчин.

Дзё-аниме - аниме, предназначенное для молодых женщин.

ТВ-сериал - сериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.

ТВ-фильм - несериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.

OAV/OVA - аниме, созданное специально для выпуска на видео (Original Animation Video). Бывает как сериальным (чаще), так и одиночным. В настоящее время стандартная продолжительность OAV - 23-25 мин, в 1980-е же и в начале 1990-х бывали и часовые, и более длинные OAV.

Полнометражный фильм - аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Редко бывает короче 50 мин, обычная длина - от 60 до 90 мин.

Короткометражный фильм - аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Короче 30 мин, поэтому всегда демонстрируется вместе с другими такими же фильмами.

Жанры аниме.

Сказка - жанр кодомо-аниме, экранизация классических сказок.

Комедия - разновидность аниме, главное для которого - юмор: пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки.

История - разновидность аниме, действие которого связано с теми или иными реальными историческими событиями.

Драма - достаточно редкий для аниме жанр драматически-трагического повествования. Основной признак - отсутствие выраженного "хэппи-энда".

Научная фантастика (НФ) - аниме, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвездных космических кораблей, бластеров и т.д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с пришельцами.

Космическая опера - разновидность НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.

Меха - сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (т.е. придуманные специально для данного проекта). Обычно этим термином обозначают "гигантских роботов", огромные человекоуправляемые боевые машины. Жанр "меха" характеризуется активным использованием меха.

Сэнтай - дословно "группа/команда", жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо.

Меха-сэнтай - то же, что и сэнтай, но команда персонажей при этом пилотирует один или несколько меха.

Махо-сёдзё -"девочки-волшебницы", жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделенных магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления.

Спокон - жанр аниме, рассказывающий о юных спортсменах, добивающихся успеха путем воспитания в себе воли к победе. Объединение слов "спорт" и "кондзё" ("сила воли").

Киберпанк - жанр аниме, рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.

Паропанк - жанр аниме, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения - появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все еще воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк - на эстетике ретро.

Фэнтези - аниме, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология (как в НФ), а "меч и магия". В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа - эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.

Путешествие между мирами - разновидность аниме, в котором главный герой или герои перемещаются между параллельными мирами, обычно - между миром современной Японии и фэнтези-миром.

Мистика - жанр аниме, действие которого связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются, скажем, от магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами.

Парапсихология - жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).

Апокалиптика - разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.

Постапокалиптика - разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы - Конца Света.

Романтика - аниме, повествующее о любовных коллизиях.

Мыльная опера - жанр романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.

Школьная мыльная опера - разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников.

Повседневность - аниме, описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно - среднего класса) со всеми ее радостями и бедами.

Социальный фильм или сериал - аниме, поднимающее животрепещущие проблемы современного общества.

Психологический триллер - жанр аниме, повествующее о "приключениях человеческой души". Попадая в необычные ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые психологические изменения.

Боевик - жанр сёнэн-аниме, действие которого связано с боевым противостоянием.

Самурайский боевик - жанр исторического сёнэн-аниме, действие которого связано с войнами самураев и ниндзя.

Детектив - разновидность аниме, действие которого связано с расследованием преступлений.

Школьный детектив - жанр сёнэн-аниме, в котором следственные действия проводят школьники.

Полицейский боевик - жанр сёнэн-аниме, описывающий действия полиции по установлению личностей преступников и их задержанию.

Боевые искусства - жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.

Добуцу - "пушистики", аниме о человекоподобных "пушистых" существах.

Идолы - аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.

Отаку - разновидность аниме, содержащая ссылки на деятельность поклонников аниме.

Хентай - эротическое или порнографическое аниме. Дословно переводится как "извращенный".

Яой - жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о мужских гомосексуальных отношениях.

Юри - жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о женских гомосексуальных отношениях.

Саша "Харука".

harucatenyo@mail.ru
Hosted by uCoz